Интерактивная игра для всех обучающихся Центра «20 ноября - Всемирный день ребенка»
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Роль родителей в выборе профессии
Советы от психолога родителям будущих первоклассников
Часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников
СОВЕТЫ ДЕТЯМ, памятка: «Как повысить самооценку», «Если ты попал в трудную жизненную ситуацию»
Видеоинструктирование для родителей «Проблемы мотивации у обучающихся к дистанционному обучению в домашних условиях» по ссылке https://youtu.be/ZB4bDzYGyL4
Уважаемые родители!
Если Ваш ребенок посещает студии
в Детско-юношеском центре «На Комсомольской»,
то Вы можете обратиться за онлайн консультацией
к психологу
Для этого необходимо заполнить онлайн анкету
https://docs.google.com/forms/d/1fhPMtiKccb7MrOE3Tu_SskSu4rn3ejL3DefDW9BksUE/edit
и отправить, нажав на кнопку «ОТПРАВИТЬ».
Что делать, когда изменить что-то не в наших силах? Когда тревога и слабо контролируемый страх нарастает с каждым днем? Когда чувство стабильности испаряется, как влага из почвы в жаркий летний день после дождя? Ответ до банальности прост: подстроить свою жизнь под сложившиеся обстоятельства, добавив предсказуемости. Сделать это вполне возможно, но для начала необходимо разобраться, каким образом это осуществить. Усилием воли здесь не обойтись. К тому же, усилия воли у нас ограниченный запас. Это связано с работой головного мозга, в частности, коры лобных долей и передней поясной извилины. Это они отвечают за то, заплачете вы или сдержитесь, съедите лишнюю шоколадку или нет, повысите голос на ребенка или спокойно, в двадцать пятый раз, будете продолжать объяснять, почему нельзя рисовать на обоях, и почему, вдруг, вы держались, держались, а потом вас охватила тревога, а досталось мимо проходящей кошке. Поэтому, усилие воли оставьте на потом, вооружайтесь блокнотом и ручкой, будем учиться справляться с трудностями и выходить из тревожности и страхов. Как же быть? Как помочь себе и близким в этой сложнейшей, внезапно сложившейся обстановке? Для начала, необходимо разобраться, как устроены механизмы работы психики, связанные с тревогой и страхом. Итак, когда появляется информация о катастрофических происшествиях, с серьёзными последствиями (в нашем случае о пандемии короновируса), у любого здравомыслящего человека появляется чувство тревожности, связанное с нарушением безопасности – это условие выживания любого живого существа. Так как мы существа разумные (читай, «обладающие мышлением»), для того, чтобы определить степень опасности и выработать стратегию поведения, которое должно сохранить нам жизнь и, желательно еще и более-менее комфортные условия проживания, наш мозг пытается выстроить полную картину сложившейся ситуации. Если полноты этой картины нет, мозг пытается достроить недостающие части информации. Это происходит несколькими способами: 1. Человек начинает додумывать эту информацию, основываясь на имеющимся у него опыте. И зачастую, опыт этот не имеет ничего общего с предметом исследования. 2. В другом случае, человек пытается получить новую, неизвестную ему информацию, и очень часто, ищет её там, где она вовсе не соответствует действительности (например, по TV, в соцсетях, в интернете и пр.), Просто, это привычный источник, и человек этому источнику всецело доверяет. Либо начинает доверять, так как имеет давние страхи или тревоги, с которыми не в силах справиться. 3. Другой вариант, когда человек имеет те или иные убеждения, относительно данной темы. В этом случае, он всеми способами будет искать информацию с подтверждением своим убеждениям. А когда найдёт – будет ей доверять безоговорочно. А ведь чем чаще он будет видеть эту информацию, тем больше будет нарастать его тревога. 4. В случае, если у человека присутствует критическое мышление (это когда получая информацию, он перерабатывает её: подвергает критике и проверке, находит альтернативные источники, поддвергает всё логическому объяснению), тогда он будет добывать информацию из достоверных источников по теме (официальные порталы с высокой доказательной базой). При использовании любого способа получения информации человек реагирует на нее тремя типами поведения: 1. «Бей» (когда начинает доказывать/рассказывать, как надо поступать/ чего надо/не надо делать, либо агрессивно реагирует (что-то вроде “как меня это достало!» «Вы что не понимаете истины?» и так далее) - это проявление паники. 2. «Беги» (когда человек делает вид, что проблемы не существует) – это в конечном счёте все равно приведёт его к панике. 3. «Замри» (когда человек ничего не делает, занимая позицию наблюдателя и выполняет при этом предписанные законом действия.) В панику он не впадает. Достроив информацию и приняв решение об использовании какого-либо типа поведения, у человека либо зарождается тревожность и страхи, либо нет. Как зарождается тревожность и страхи? Во-первых, если рассматривать мышление человека с точки зрения пирамиды потребностей А. Маслоу, многие потребности на тех или иных уровнях, при складывающихся проблемах, выпадают. Эта тема требует отдельного очень детального освещения, не будем сейчас на ней останавливаться. Но тот факт, что в жизни человека, в сложившихся обстоятельствах, очень много стало недоступным, отрицать уже невозможно. И это очень сильно бьёт по спокойствию, вызывая много тревоги. Во-вторых, стабильность сейчас стала чем-то из области фантастики. Надо сказать, что это чувство – стабильность, вообще весьма иллюзорно. Настоящая стабильность кроется в нашем мышлении и уровне ответственности. И это тоже отдельная тема. Но факт остается фактом. Сомневаюсь, что найдутся ещё те, кто будет его отрицать: стабильности сейчас нет ни у кого, на каком бы уровне развития он не находился. Возникает резонный вопрос: что делать? Вот об этом стоит сказать поподробнее. Все пункты ниже необходимо прописать, именно ПРОПИСАТЬ. К сожалению, то что мы не записываем, очень быстро забывается. 1. Первое, что необходимо сделать, это определить, какие ваши потребности страдают (финансовые, потребность в безопасности, в социальных контактах и пр.) 2. Следующее, что нужно будет сделать - это определить свои страхи: чего конкретно вы боитесь (самой болезни, остаться без денег, боитесь неизвестности или чего-либо ещё). 3. Далее необходимо исходя из информации п.1 и п.2, разработать стратегию поведения. Если тревожности не высокая, достаточно будет следующего: - относительно потребностей: распределить ресурсы (финансовые, эмоциональные); - относительно страхов: определиться как вы будете себя вести в обществе, чтобы не испытывать перманентное чувство страха; - высыпаться, ложиться до 23:00, спать не менее 7-8 часов в сутки. Недосыпание влияет на благополучие человека и качество его жизни. Телевизор и смартфоны стимулируют мозг, затрудняя таким образом засыпание. Создайте для себя тихое и спокойное пространство, и избегайте перед сном использования телевизора и телефона; - занятия спортом, хотя бы даже дома, очень помогают справиться со стрессом. Движение полезно для организма и для физического состояния человека. Регулярная физическая активность улучшает настроение и сон, добавляет энергии, и уже доказано, что при легких депрессиях физические упражнения по эффективности не уступают антидепрессантам; - составьте список дел, желательно в той последовательности, в какой планируете их выполнять, определив дедлайн (уборка, рассхламление, игры с детьми и прочее). Не забудьте добавить сюда помощь в обучении своим детям, ведь дистанционное обучение достаточно объемная работа; - следует позаботиться о сбалансированном и здоровом питании, с большим количеством разных овощей и фруктов. Доказано, что это тоже улучшает настроение. Стимулирующие вещества, напр., сахар, кофеин и алкоголь лишь усугубляют чувство тревоги и стресс, и вызывают апатию. Использование продуктов с высоким содержанием жира или большим количеством углеводов влияет на уровень сахара в крови, что может вызывать чувство усталости; - каждый день поощряйте себя за выполненные задания из списка. Если тревожность уже вышла из-под контроля, тогда лучше обратиться за помощью к психологу. Сейчас это вполне доступно: онлайн консультация в любом удобном для вас Messenger. В любом случае, старайтесь избегать обилия сваливающейся на вас информации: из телевизора, соцсетей, от других людей и пр. И, конечно, не впадайте в тип поведения «бей», задавайте себе критические вопросы: откуда эта информация, логична ли она, обращайтесь к достоверным источникам. Надеюсь, вам будет полезна эта информация и рекомендации и вы ею воспользуетесь себе во благо. В любом случае, время – это самый дорогой ресурс, и пользоваться им нужно очень внимательно... В любых трудных ситуациях, я говорю себе, что «вечно это длиться не может», меня это очень успокаивает, чего и вам желаю. Все мои рекомендации очень рабочие, главное ими пользоваться, а не искать оправдания, почему не получается. Поэтому закончить своё повествование хочу одной из моих любимых фраз: желание – 1000 возможностей, а нежелание – 1000 причин! Уважаемые родители! Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам — советы американского педагога и психолога Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети. Я отвечаю на все вопросы ребенка, насколько возможно терпеливо и честно. Ø Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез. Ø У нас в квартире стоит витрина (стеллаж, стена и т.п.), на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Ø Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена. Ø Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий. Ø Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. Ø Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы. Ø Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения. Ø Я стараюсь показать ребенку интересные места. Ø Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы. Ø Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме. Ø Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей. Ø Я никогда не наказываю ребенка унижением. Ø Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами. Ø Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно. Ø Я приучаю ребенка к чтению с детства. Ø Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка. Ø Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине. Ø Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета. Ø Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки. Ø Я хвалю ребенка за учебную инициативу. Ø Я учу ребенка свободно общаться с взрослыми любого возраста. Ø Я позволяю ребенку играть со всяким хламом. Ø В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы. Ø Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком. Ø Я помогаю ребенку быть личностью. Ø Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы. Ø Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею». Ø Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему Если вы согласны с 20% этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным. Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50% у вас все должно получиться, у вас есть на это шансы.
Если вы выполняете эти советы на 90%, дайте больше свободы ребенку и себе. |
Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и чтото делает вместе с ним — это снимает тревогу.
Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга.
Можно вместе сделать спортивные упражнения.
Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку.
Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия, как в школе или детском саду, устраивайте «перемены»).
Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно — после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально есть и т. д.), то все будут здоровы!»
Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций.
Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости.
Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, т. е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровел(а). Важно соблюдать правила».Сейчас такая ситуация, что многие школьники и студенты оказались дома. Карантин. Школы и вузы прекратили работу. И ситуация такова, что, действительно, лучше соблюдать рекомендацию реже выходить из дома; хотя ваши дети, особенно если они подростки, будут рваться на улицу, захотят использовать это время, чтобы встречаться с друзьями. Им кажется, что эти внеплановые каникулы жалко проводить дома и можно использовать их более приятным и полезным, с их точки зрения, образом.
Поговорите с подростком, объясните, почему возникли эти «каникулы». Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у него какие-то страхи по поводу этого вируса. Если у подростка есть какие-то страхи, обсудите с ним то, чего он боится. Но в этом разговоре важно не напугать подростка, не передать ему свои страхи и тревоги, если они у вас есть, и тем самым увеличить его страхи, а заодно и свои. Страхам подростка можно противопоставить простую понятную ему информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии гриппа, когда на карантин закрываются классы или школы в каких-то регионах страны, люди болеют, подавляющее большинство выздоравливают без последствий.
Обратите внимание подростка на важность соблюдения правил гигиены (мыть руки, умываться, пользоваться средствами дезинфекции для рук, носить перчатки на улице, протирать телефон и другие гаджеты влажными салфетками).
— Не давите на своего ребенка, не контролируйте каждый его шаг, не напоминайте по сто раз про то, чтобы помыл руки, — это может привести к негативным последствиям:
1) например, вызовет протестные реакции, приведет к конфликтам, подросток перестанет вас слушать, будет игнорировать любую, даже самую важную, информацию, если она исходит от вас;
2) если подросток тревожный, чувствительный, это так сильно повысит уровень его
тревоги, что он «зафиксируется» на мытье рук, проверке, протерты ли гаджеты, и др., и это может привести к формированию навязчивых мыслей и действий или к каким-то другим тревожным расстройствам.
— Покажите подростку, что правила гигиены и другие необходимые правила — это то, что делают и соблюдают какие-то значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты. Их пример может быть более значим для подростка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно, а чего делать не стоит.
Во время карантина важно поддерживать привычный режим дня, иначе подростку будет сложно вернуться к учебному ритму, когда карантин закончится. Важно, чтобы подросток вставал и ложился в привычное время, не оставался в кровати большую часть дня.
Обсудите с подростком, какими делами он мог бы заняться во время этих неожиданных каникул. Составьте список того, что нужно и хочется сделать. В качестве необходимых дел в список могут быть включены подготовка к экзаменам, занятия с репетиторами по скайпу, физические упражнения (зарядка или какие-то другие спортивные упражнения, которые можно выполнять дома), домашние обязанности. А в качестве желаемых в список могут попасть общение с друзьями с помощью тех же гаджетов, фильмы, компьютерные игры, музыка и др. Может быть, ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. Этому можно научиться с помощью уроков, выложенных в Интернете. Хорошо было бы составлять план на день, чтобы день был структурирован. Структурирование дня делает его проживание осмысленным, вам и вашим детям понятно, на что вы и они потратили время, что сделали за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольным.
Если дома оказались несколько человек, то важно, чтобы каждый имел время для автономного существования, когда каждый занимается своими делами. Уметь быть отдельно — не менее важное умение, чем быть вместе.
Если вы и ваш ребенок оказались дома, то можно использовать это время, чтобы больше общаться друг с другом. Обсудите с подростком, чем он хотел бы заняться с вами, что он может предложить в качестве совместного занятия. Может быть, вы вместе посмотрите какой-то фильм или сериал, прочитаете или послушаете какую-то книгу, а потом обсудите это вместе. А может быть, вы вместе приготовите какое-то новое интересное блюдо. Или сыграете в интересную настольную игру. Или просто поговорите по душам, вспомните что-то приятное, какой-то совместный приятный опыт. Такое общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена.
советы детского психолога
Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом.
Для этого родителям необходимо:
Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.
Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.
Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.
Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы… Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.
Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение — через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.
Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.
Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.
Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).
Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 — работает во всех регионах Российской Федерации
Подробная информация на сайте: telefon-doveria.ru
Родительский клуб
В современном мире с его быстрым темпом жизни и гонкой за успехом от стресса и повышенной тревожности страдают не только взрослые , но и дети. Так ли страшна тревожность, или это лишь временное состояние, которое не играет большой роли для общего состояния человека. Стоит различать тревогу , как временное состояние, и тревожность как постоянную черту личности. Тревожность приводит к эмоциональной неустойчивости, неуверенности в себе, сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и даже на его иммунитете, здоровье и физическом состоянии.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях, в том числе тех, которые к этому не располагают.
У тревоги есть соматические проявления ( боли в животе, головные боли).
Ярким проявлением тревожности могут быть нарушение сна и аппетита.
Тревожных детей отличает постоянное беспокойство, напряженность, скованность, неуверенность, низкая самооценка.
Тревожный ребенок быстро устает , утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
Такому ребенку нужно обязательно помогать справляться с его состояниями.
Самый плохой совет для тревожного ребенка, сказать “постарайся не думать об этом”, это еще сильнее фокусирует его на тревоге. Отвлечение- неплохая техника, если оно естественно и не связано с усилиями. Устранять нужно источник тревоги( чувства, эмоции, переживания). Важно:
- Дать ребенку выговориться
- Общаться с ребенком не указаниями и советами, а просто слушать
- В игровой форме установить причину тревоги, помочь найти решение проблемы
- Обучать ребенка умению управлять своим поведением
- Повышение самооценки ребенка
-Создание ситуации успеха, поощрение, поддержка
Если тревожность не проходит, перерастает в депрессивные состояния, у ребенка появляется апатия и безразличие к окружающему ,то стоит говорить о более серьезных психологических состояниях и патологиях.
В чем же причины такой реакции детей? Конечно, большую роль играют особенности нервной системы ребенка, но в основном тревожность формируют внешние факторы. В первую очередь велико влияние родителей, тревожные родители передают эту особенность своим детям, гиперопека , недостаток родительской любви, а также завышенные требования к ребенку – все это формирует в ребенке неуверенность и тревожность. В зависимости от возраста ребенка внешние причины тревожности могут быть различны. До трех лет это может быть долгая разлука с мамой, в дошкольном возрасте это адаптация к садику, детскому коллективу, в школьном – смена школы или места жительства, в подростковом- межличностное общение со сверстниками, а также проблемы с учебой, неуспеваемость и другие. Это лишь малая часть факторов, каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Но всегда можно постараться предупредить негативные состояния у ребенка.
Как помочь ребенку:
Любите своего ребенка всем сердцем и проявляйте эту любовь.
Обращайте внимание ребенка на его успехи, даже самые маленькие.
Чаще ласково прикасайтесь к ребенку и ласково его называйте.
Не унижайте ребенка во время наказания.
Давайте оценку поступку ребенка, а не его личности.
Говорите тихо, медленно и спокойно.
Спрашивайте мнение ребенка.
К изменениям готовьте его заранее.
В современном стремительно меняющемся мире с проблемами экологии, ростом хронических заболеваний и ухудшением качества продуктов питания, все больше уделяют внимания здоровому образу жизни, который важно прививать с ранних лет. Что же играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни и здорового мышления? Политика государства, окружающая среда ,образовательные учреждения? В первую очередь- это ближайшее социальное окружение ребенка, так как ребенок учится на примере и склонен подражать взрослым. Поэтому большая ответственность ложится в этом плане на родителей и семью маленького человека. С чего начать воспитание здорового образа жизни, в первую очередь с себя. Это и привычки питания, поведения, общая активность и общий уровень культуры.
Здоровье-это состояние физического, духовного, социального благополучия. Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению, восстановлению здоровья. Здоровый образ жизни предполагает: рациональное питание, регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. Здоровье зависит от многих факторов: состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи, культуры педагогов и родителей. Но все-таки определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья: её образ жизни, привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.
Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. Дети должны осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Существуют определенные критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- уменьшение заболеваемости
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
Большое влияние на ребенка имеют режим сна и бодрствования, распорядок дня, режим питания, личная гигиена. Систематическое недосыпание нарушает работоспособность ЦНС, приводит к переутомлению и неврозам. Нарушение режима питания и неправильное питание приводят так же к болезням ЖКТ, другим проблемам здоровья( в настоящее время среди подростков сильно распространены анорексия и булимия). Большую роль в здоровом образе жизни играют вредные привычки родителей ( курение, употребление алкоголя) и эмоциональный климат в семье. Даже спортивный ребенок не будет здоров ,если на него все время кричат и ругают. А вредные привычки проще искоренить в самом начале, чем потом вести нелегкую борьбу с ними.
Семья –это система со своими правилами, отношением к жизни, здоровью, воспитанию.
Образовательные, оздоровительные программы помогают ,дополняют, обогащают знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут .
Итоги социологического опроса по здоровому образу жизни.